+7 (82142) 7-78-70

ЧАСЫ РАБОТЫ: ВТ-СБ 10:00-17:00

Газета «Печорское время» 23 сентября 2015 г. № 186-188 “Музей начинается с фондов”

29 июня 2015 года исполнилось 40 лет со дня открытия в Печоре краеведческого музея. В юбилейном году состоялся муниципальный конкурс «Музейная страна», в котором ребята разных возрастов из детских садов, школ города и района делились своими впечатлениями о музее, писали исследовательские статьи, рисовали правила поведения в музее.
Проекты были индивидуальные и групповые, с оригинальными и интересными идеями, с исследовательскими результатами. Многим удалось совершить открытия. У всех конкурсантов была возможность продемонстрировать свое творчество в разных направлениях и защитить проекты.
По итогам конкурса к Международному дню музеев открылась выставка, где любой посетитель может познакомиться с работами ребят. Выставка продлится до конца сентября. Самыми активными участниками конкурса стали братья Кадрилеевы, представившие свои проекты почти во всех номинациях. Вашему вниманию представляем некоторые работы победителей.
Статья «Театр начинается с вешалки, а музей – с фонда» учащегося 4б класса СОШ №10 Расима Кадрилеева (руководитель – Зульфа Закировна Кадрилеева), занявшего 1 место в номинации «Лучшая статья» в средней возрастной категории, даёт понимание того, что собой представляют музейные фонды, кто с ними работает.
«Музейные фонды – это коллекции, находящиеся в хранилищах, экспозициях или на выставках музея.
Мне интересно стало, сколько же предметов в музее? Где они находятся? Кто их хранит, считает и описывает? Как называется профессия человека, который все это делает?
Оказалось, что профессия называется главный хранитель музейного фонда. А музейным фондом Печорского историко-краеведческого музея руководит главный хранитель Зифа Аухатовна Чикова. Родилась и выросла в городе Инте. В Печору приехала с мужем в 1985 году. Она окончила исторический факультет Сыктывкарского госуниверситета. В музее работает с 1987 года, начинала младшим научным сотрудником, ведет научно-просветительскую работу. С 1991 года – старший научный сотрудник, ответственный за фонды, а с 1997 года – главный хранитель музея».
Далее автор пишет: «В хранилищах музея на сегодняшний день 117 тысяч предметов, это очень много для нашего города. Основная работа главного хранителя – это работа с фондами. Он принимает все поступающие предметы в музей и составляет соответствующие акты их приема. Передача предметов на постоянное хранение в музей оформляется документально. Каждый предмет описывается, составляется научный паспорт. В этом паспорте есть все: какова ценность предмета, история, условия хранения, внешнее описание экспоната, фотография и схема. Затем предмет или документ вносится в инвентарную книгу коллекции, где ему дается инвентарный номер. Потом нужно предмет зарегистрировать в базе данных музея: ИС-Музей (информационная система музея). Далее этот предмет главный хранитель помещает в соответствующее фондохранилище (5 фондовых помещений, хранение по материалам). И следит за сохранностью экспонатов. На экспозициях в музее выставлена лишь часть коллекций. На основе фондов сотрудники музея создают каталоги».
«Какая все-таки сложная эта профессия главного хранителя, – признаёт юный автор. – Работа связана с материальной ответственностью и физическими нагрузками».
Сочинение «В Печорском историко-краеведческом музее»» учащегося 7а класса СОШ №10 Марата Кадрилеева (руководитель – Ольга Михайловна Кирса), занявшего 1 место в номинации «Лучшее сочинение» в старшей возрастной категории, даёт понимание цели создания музеев.
«Вот вы спросите, что такое музей, что там можно увидеть, узнать, ведь там все то, что было раньше. Вы скажите, что нужно жить настоящим. Нет, вы ошибаетесь, прошлое нужно знать, о нем нужно рассказывать друзьям, близким, а когда вырастем, – то детям. Если мы не будем об этом говорить и рассказывать, прошлое исчезнет. А без прошлого нет и настоящего. Так вот, если бы меня спросили, что такое музей, я бы сказал, что это место, где можно встретиться с прошлым.
Историко-краеведческий музей знакомит своих посетителей с прошлым родного края, представляет знаменитых и творческих людей нашего времени. Музей должен зафиксировать все моменты разных лет. В нашем музее есть разные экспозиции, представлены выставки, проводятся конкурсы, приглашают школьников и взрослых на встречи, знаменательные события, которые происходят в нашем городе.
Музей тесно сотрудничает с подрастающим поколением. Это ребята детских садов и школ. Для них проводят беседы, познавательные занятия, игры, викторины и экскурсии.
В природе все подвержено изменению, а музей пытается эти изменения сохранить для нас, людей настоящего и будущих поколений. Так, путешествуя по залам краеведческого музея, я знакомлюсь с тем, как выглядел наш край еще до появления в нем человека, какой был быт, орудия труда, какой животный и растительный мир его населял. Вспоминаю краеведческий музей другого края, который я посещал у бабушки в городе».
Вырастут братья Кадрилеевы, возможно, кто-то из двоих свяжет свою профессию с историей или музейным делом. Несомненно одно: их первые изыскания, работа с архивами, литературой расширят кругозор, помогут масштабнее смотреть на прошлое и настоящее.

Сочинения представлены в сокращении.

Ольга Капустина
Печорский историко-краеведческий музей

Оставить комментарий