Продолжаем публиковать исследовательские работы участников Афанасьевских чтений.
КОСЬИНСКИЙ КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД. Продолжение.
Крановщик А. Сахненко изготовил специальную масленку для автоматической подачи смазки к выжимному подшипнику муфты сцепления автокрана К-12. Экономический эффект его предложения превысил 6000 рублей в год.
Техник-механик Н.Т. Рудаков предложил разделить глиномешалку перпендикулярно к прессу. Это существенно обезопасило ее обслуживание и вдвое сократило время профилактического осмотра. Экономический эффект только на монтаже оборудования составил 1500 рублей.
С подачи гл. механика В. Якименко установили формовочный пресс, позволивший в полтора раза поднять производительность труда на формовке сырца.
Работники электростанции под руководством гл. инженера И.В. Мельник подсчитали, что у них ежегодно собирается по 18 тонн отработанных масел и предложили сжигать эти отходы в топке искусственной сушилки.
Но больший эффект дали укрепление трудовой дисциплины, рост числа ударников производства. Высокие результаты показывали рабочий карьера Петр Топойский, крановщик Михаил Долгачев, оператор глиномешальной машины Валентина Грач, съемщица сырца Агния Пахомова, подвозчица рамок Валентина Денисова, вагонооткатчик Сергей Данилов, обжигальщик Петр Воробьев, съемщица кирпича Раиса Масловская и многие, многие другие.
В июле 1957 года впервые за все время своего существования завод достиг месячной выработки в 960 тысяч штук кирпичей.
Через четыре месяца Косьинский кирпичный завод Управления Печорлага перешел в ведомство Минтрансстроя, а еще через год, в декабре 1958 года, передан тресту Трансстройконструкций Минтрансстроя.
К этому времени завод окончательно вышел из прорыва и уверенно перевыполнял плановые задания. Ежедневная выработка с 8-10 тысяч штук кирпичей поднялась до 30-33 тысяч штук. Значительно улучшилось качество продукции при снижении себестоимости. В апреле 1959 года газета «Ленинец» писала: «Долгое время Косьинский кирпичный завод не выполнял плановых заданий. В первом году седьмой пятилетки наступил перелом. В январе и феврале предприятие значительно перевыполнило задание, а мартовский план выполнили на 134%».
Эйфория длилась недолго. Как вспоминает Юлия Георгиевна Лютова, несколько лет работавшая в Косьинском поссовете, в 1952 году «приехали два типа из Москвы, прошлись по заводу, и … прислали распоряжение о его закрытии».
Так, совершенно неожиданно, в июле 1952 года, Косьинский кирпичный завод прекратил свое существование.
Л.М. Еделькина,
Печорский Мемориал
