Образы персонажей фольклора Коми от нейросети

Сегодня, в рубрике «Создаем образы персонажей фольклора Коми» мы расскажем об одном из самых загадочных персонажей коми-пермяцкой мифологии.

Ва́куль (Васа, Ваууса) — мифологический персонаж народов коми, водяной, живет в водоемах вместе со своей семьей.
Ижемские коми называют водяного – ВАУУСА (подводный), в Прилузье – ВА ОЛЫСЬ (в воде живущий), вычегодские – ВАСА (водный, водяной).
Водяной дух-хозяин мог представать перед людьми в различном облике: антропоморфном, зооморфном и антропо-зооморфном.
Васа в человеческом обличье – это рослый мужчина с длинными темно-зелеными илистыми волосами, одетый в зеленый кафтан. Иногда он появлялся и на берегу. Когда он обратно бросался в воду, поднималась буря, и по поверхности воды прокатывались огромные волны.
Также представляли водяного и в виде могучего старика с седой бородой.
Северные коми-зыряне считали, что внешний вид Васы зависит от погоды: в дождливые, ненастные дни он появляется в виде брюнета с мрачным взором и изможденным лицом, а в солнечную погоду превращается в блондина с голубыми веселыми глазами и белым лицом (отражение народных представлений о человеческой красоте).
В человеческом облике Васа появляется на берегу и для того, чтобы вступить в схватку с лешим (Вöрсой), которого не любит за брошенные в воду коряги.
В виде человека он представал также перед рыбаком, который ранил его сына, находившегося в облике большой щуки, приглашая его к себе под воду, чтобы вылечить сыну раненый глаз. Считалось, что кровь у водяного синего цвета.

Гораздо чаще, по представлениям коми рыбаков, Васа представал в виде очень крупных щук, которые стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы. Таких щук остерегались бить острогой, поскольку верили, что находящийся в их обличьи Васа способен обратить острогу против самого рыбака.

В облике человекорыбы (мужчины с рыбьим хвостом) Васа предстает в одной из коми сказок «Дарья Железные Чулки и Марья Вяленые Сапоги».
Считалось, что Васа живет в подводном мире в обычной крестьянской избе, разводит коров и лошадей. Свой скот он иногда выпасает и на поверхности земли, по берегам рек и озер.
Коровы водяного отличались от обычных тем, что не оставляли следов и не стряхивали попавшую на них росу. Если кто-либо умудрялся незаметно подобраться к стаду таких коров и накинуть одной из них на шею нательный крест, то все коровы погружались в воду, а она оставалась и становилась собственностью владельца креста. Коровы водяного были очень удойливыми, но на земле телились только бычками и свою породу не продолжали.
Лошади водяных духов имели черно-белую и красно-белую окраску, их, якобы, видели пасущимися на берегу озера, в которое они и погружались, если их спугнуть.
Как и владыка леса, Васа, по представлениям коми рыбаков, особенно строго относился к соблюдению норм и правил промысловой морали, наказывая за их нарушение лишением добычи.
Считалось, что Васа не даст рыбы, если плюнуть на берегу водоема. За ругательство, произнесенное во время заброса невода, водяной дух мог в клочья изодрать сеть.

Существовало поверье о «капризных» озерах. В них нельзя было ловить рыбу в грязной и сырой одежде, употреблять сети, не просохшие еще после лова в другом месте, бросать мусор в воду или на берегу, воспрещались ссоры и вражда между членами артели. Нарушителям вместо рыбы в сети попадался конский навоз, или же вдруг начинала погружаться в воду лодка.

Для того, чтобы примириться с Васой, если неудачу на промысле объясняли предполагаемым или действительным нарушением общепринятых норм поведения, широко практиковался обряд очищения огнем.
Вымские коми-зырянские рыболовы в этом случае приставали к берегу, разводили большой костер и бросали в него часть подстилки из обуви или лоскуток от одежды, кусочек тины, вытащенной из воды, и охапку хвороста, принесенного из леса. После произнесения специального заговора все перепрыгивали через костер или трижды обходили его кругом, проходя обязательно через дым.
Обычно обряд очищения от «бытовой скверны» проводился также перед началом промысла, а в некоторых местах все участники рыболовной артели проходили через дым от веток можжевельника, брошенных на костер, перед каждым забросом невода.

Чтобы заслужить расположение духов-хозяев воды, как и лесным духам, им полагалось делать приношения.
Вымские рыбаки бросали в воду кусочек хлеба с маслом каждый раз, когда они приезжали на реку или озеро для рыбной ловли. Отправляясь в плавание, отчалив от берега, рыбаки бросали в дар водяному столько кусков хлеба, сколько в лодке было людей. Коми-пермяки приносили в жертву Васа перед началом лова яйца, блины, хлеб, деньги, лоскутки ситца. Можно было жертвовать и другие продукты питания, исключая рыбный пирог.
Водяному полагалась и первая добыча. Первую пойманную рыбу отпускали живой в воду, или же из нее готовился обрядовый обед, подразумевая, что в нем примут участие и водяные духи. Убивали ее не ножом, а ударяя камнем по голове, положенной на другой камень. При потрошении также обходились без ножа, выдавливая внутренности рукой.

Коми сказки, в которых встречается образ водяного: «Дарья Железные Чулки и Марья Вяленые Сапоги», «Водяная дева», ««Шомвуква», «Дружка Тимопей».

Мифология Коми/ Н.Д.Конаков, А.Н.Власов, И.В.Ильина. М.: ДИК, 1999.
Солнцеликие братья: коми народные сказки в литературном изложении на русском Петра Столповского. – Сыктывкар: Анбур, 2007.
Коми легенды и предания / сост., авт. предисл. Ю. Г. Рочев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984.
Три стрелы: Коми народные сказки в пересказе на русском Петра Столповского. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1998.

Оставить комментарий