По следам VIII Афанасьевских чтений

Продолжаем публиковать исследовательские работы участников Афанасьевских чтений.

БЕЛЫЙ-Ю

При упоминании о Белом-Ю у печорцев сразу возникает ассоциация с городским кладбищем. Но далеко не все знают, что если проехать чуть дальше и свернуть налево, то вы окажетесь в поселке с одноименным названием. Здесь почти не осталось жителей и нет никого, кто мог бы рассказать об истоках поселка. Информации по истории этого населенного пункта совсем немного. Вот что удалось собрать на сегодняшний день.

Поселок Белый-Ю расположен в 20 км от г. Печора. Изначально территорией распоряжался трест «Комилес» (образован в 1927 г.). В его составе находился Усть-Кожвинский лесопункт с участком Белый-Ю. Основной рабсилой были прибывшие «в кулацкую ссылку» крестьяне. Заготовка деловой древесины велась ручным способом, на трелевке использовали лошадей. Гужтранспорт предоставлял Усть-Кожвинский фуражный совхоз, содержавший также небольшую молочную ферму в Белом-Ю. По воспоминаниям Дмитрия Ивановича Фефилова, направленного на работу в совхоз весной 1933 года, на тот период в Белом-Ю имелись «маленький скотный двор из хвойных веток, только крыша тесовая, а еще маленькая избушка для доярок да маслопункт, чтобы на месте перерабатывать молоко». Директором совхоза был Ефим Филиппович Семяшкин, его заместителем В.Н. Ануфриев. Контора располагалась в Песчанке. Снабжение шло через ОРС «Комилес».

Во второй половине 1930-х годов совхоз постепенно пришел в упадок. Систематически срывались планы заготовки кормов и сдачи готовой продукции. Территориальная отдаленность хозяйства от руководящего ведомства затрудняло снабженческие поставки. Предприятие стало нерентабельным. В этой ситуации было принято решение о передаче совхоза Печорлагу. В справке о состоянии сельского хозяйства ПСТР (Печорского строительства) НКВД СССР от 1 мая 1941 года отмечается: «На 1/Ⅰ-41 г. сельское хозяйство Печорстроя имело крайне ограниченные размеры. Было только 2 хозяйства (совхоза) … Одно из хозяйств (Песчанка – Белый-Ю) было принято Печорстроем только в августе 1940 года в полуразрушенном состоянии и с исключительно низкой производительностью скота (крупного рогатого), пережившего перед сдачей бескормицу и падеж на 50% поголовья».
Хозяйство восстановили быстро. Всего за полгода построили парники, скотный двор на 100 голов, конюшню на 80 голов, складские помещения на 800 кв. метров, жилые бараки полуземляного типа, 5 зданий общей площадью 1200 кв. метров, дом ВОХР, вахту, установили электростанцию. Огородили две лагерные зоны – мужскую (сегодня на этом месте стоит дом Геннадия Буслаева) и женскую – недалеко от озера Борискино.


Так появился совхоз «Белый-Ю». Председателем его стал Александр Степанович Спиридонов.
Совхоз с первых дней работал по плановым заданиям, обеспечивая продуктами питания первое строительное отделение Печжелдорлага (с мая 1950 года – Печорлага) НКВД. Ежегодно увеличивались посевные площади. Семена поступали централизованно, через ООС (отдел общего снабжения). На полях высаживали ячмень, овес, картофель, овощные культуры. В парниках – раннюю зелень, огурцы, редис, томаты. В огромных бочках – чанах – солили капусту. Чтобы бочки не ссыхались, их отмачивали в близлежащем озере, которое так и называлось – Чаны.
Во время войны интенсивность труда увеличилась. Газета «За полярную магистраль» в мае 1943 года писала: «… работники совхоза «Белый-Ю» взяли обязательство провести весенне-полевую кампанию на 5 дней раньше срока, засеяв при этом 2 гектара сверх плана в фонд Главного командования Красной Армии. На производственном собрании вынесено решение – в период сева ежедневно работать на полях по 12 часов».

Несмотря на тяжелое военное время, совхоз работал с полной отдачей и вышел в передовики. Среди ударников А.И. Быкова, добившаяся в 1944 году плановой производительности труда 182%; тепличница Нина Николаевна Резникова, занесенная в 1947 году на Доску Почета строительства. Сам председатель, Александр Степанович Спиридонов, в 1943 году был награжден медалью «За трудовое отличие» в числе строителей Северо-Печорской железнодорожной магистрали.
В послевоенное десятилетие совхоз и поселок укрепляли свои позиции. Новым директором стал Н. Титов.
Совхоз имел растениеводческо-животноводческое направление с уклоном на последнее. Как отмечалось в отчетной документации, хозяйство к середине 1950-х годов планировало «значительно увеличить производство кормового картофеля и овощей, поднять их урожайность, снизить затраты на производство продукции, удешевить ее».
Для реализации задач наряду с простым увеличением посевных площадей и расширением тепличного хозяйства применялись интенсивные методы. Зимой на поля вывозили органические удобрения, что увеличивало урожайность. Перед посевом семена проверяли на всхожесть. Картофель подвергали яровизации в специально построенном помещении. Активно механизировали трудоемкие процессы. Для укрепления кормовой базы регулярно проводили подкормку сенокосов, а на участках с низкой урожайностью трав – подсев многолетней травосмеси.
Предпринятые шаги позволили получать высокие урожаи. В середине 1950-х годов в совхозе собирали картофеля – по 140 центнеров и разных овощей – по 260 центнеров с гектара.
Животноводческая отрасль концентрировалась вокруг разведения крупного рогатого скота и содержания гужтранспорта. Зоотехником работал О. Нейман.
На молочно-товарной ферме все трудоемкие работы постепенно механизировали. В коровнике установили автопоилки, подвесную дорогу для подачи корма и вывоза навоза, агрегат механического доения. Активно проводили племенную работу, отбирая для пополнения стада телочек от высокопродуктивных и жирномолочных родителей. В хозяйстве содержали, в основном, коров холмогорской породы, отличающихся высоким надоем молока. Летом скот содержали на хороших пастбищных участках с применением загонной системы.
Тщательный уход за животными, соблюдение режима кормления дали положительные результаты. Надой молока на 1 фуражную корову составил около 4000 килограммов в год.
Конепоголовье было под бдительным надзором старшего конюха А.Т. Хавраева, работника исключительно добросовестного, любовно относящегося к животным.
В 1957 году вышло правительственное постановление «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». Начался процесс укрупнения предприятий, в том числе сельскохозяйственных. В декабре 1958 года совхоз «Белый-Ю» влился в состав единого хозяйства – совхоз «Печора».
В послевоенное десятилетие изменился облик самого поселка Белый-Ю. В демографическом плане он стал более заселенным и многообразным по национальному составу. Здесь проживали русские, коми, украинцы, немцы, поляки, корейцы… В 1944-1945 годах поселок пополнили репатрианты, «пособники фашистским оккупантам», окруженцы, сдавшиеся в плен. По данным 1949 года в Белом-Ю числилось 199 высланных: 128 немцев, 35 западных украинцев, 36 «власовцев». Проживали они бесконвойно, но обязаны были еженедельно являться в комендатуру на отметку. Работали на лесоучастках Печорской сплавконторы и в совхозе, за что получали заработную плату. Детей, рожденных в их семьях, ставили на спецучет по достижении ими 16-летнего возраста.
В середине 1950-х годов спецконтингент сняли с учета. В это же время расформировали лагерные колонны. Люди получили разрешение на свободное перемещение, что привело к резкому оттоку населения. По данным переписи 1959 года в Белый-Ю проживало всего 182 человека.
В 1940-1950-е годы в поселке была разветвленная инфраструктура.
Снабжением занимался ОРС (отдел рабочего снабжения) Печорстроя. В поселке работал магазин № 10, заведующий – Георгий Кондратьевич Минаков. Хлеб выпекали в собственной пекарне.
Работал медпункт, где больных принимал врач Василий Георгиевич Туев. Для сотрудников Печорстроя с 20 июля 1945 года действовал дом отдыха.
В поселке была начальная школа, детский сад.
В совхозном клубе можно было послушать пластинки, сыграть в настольные игры, полистать газеты и журналы в библиотеке. Участники драмкружка выступали перед сельчанами с концертными программами.
Началось индивидуальное строительство. Жители обзаводились подсобным хозяйством. Проводились электрификация и радиофикация.

Большой бедой поселка было водоснабжение. Газета «Ленинец» в апреле 1957 года писала: «Отделы Управления Печорстроя в течение ряда лет не могут решить вопрос о строительстве колодца в совхозе, в результате хозяйство вынуждено затрачивать большие средства на подвозку воды». Кстати, проблема с водоснабжением не решена до сих пор. Единственный колодец находится в безобразном состоянии и требует капитального ремонта.

На сегодняшний день в поселке проживает несколько семей. В основном его используют под дачи. Все инфраструктурные учреждения ликвидированы.

Л.М. Еделькина
председатель
Печорского Мемориала

Оставить комментарий