+7 (82142) 7-78-70

ЧАСЫ РАБОТЫ: ВТ-СБ 10:00-17:00

Приглашаем на новую выставку “Мода из комода”

Печорский историко-краеведческий музей приглашает на новую выставку «Мода из комода» ˗ часть музейного проекта «Азаровская Печора», посвященного 90-летию Юрия Петровича Азарова (1931-2012) ˗ крупного ученого, педагога-новатора, писателя, художника. Он жил в городе Печоре в 1954-1957 гг., работал учителем русского языка и литературы, завучем в школе рабочей молодежи № 7 станции Печора, учителем русского языка и литературы в школе № 21 (ныне № 83).
В 1987 г. был опубликован роман Юрия Азарова «Печора». События романа разворачиваются в 1954-1956 гг. Прототипы героев – автор, учителя и ученики школы № 21, жители Печоры. В книге переплелись судьбы детей осужденных и детей тюремщиков ˗ жертв и палачей, представителей разных возрастов и социальных групп, оказавшихся в центре края, который Солженицын назвал «архипелагом ГУЛАГ». Герой произведения ˗ учитель Владимир Попов (под этим именем Азаров описал себя) ˗ мучительно ищет собственный путь к истине в экстремальных условиях тех лет. В романе, названном именем нашего города, причудливо смешались реальные события и вымысел. «Печора» ˗ художественное произведение, но в нем можно узнать черты реальных людей, которыми автор наделил некоторых персонажей.
В книге автор большое внимание уделил быту горожан, описывая, в том числе одежду: «А тепло здесь в Печоре особенное. Оно в валенки и шубы одето, в пыжиковые шапки наряжено. И рукавицы, и унты с узорами, и шарфы разноцветные, вдвое сложенные, и спины у прохожих утепленные ˗ не ватин старый, как в моем пальтишке, а настоящий стеганый подклад вшит, отчего так ладно спины выглядят. И кожанки в первозданной мягкой глянцевитости. И папахи (раньше мне казались уродливыми, а здесь ничего), кто поперек пирожком, а кто с лихостью край вдавил, ˗ сосчитать, сколько шапок я перевидал разных, да перемножить их на их стоимость ˗ город новый выстроить …
А некоторые в обычном пальто, и уже если чернотой сукно разморилось, то чернотой особенной, бархатистой, и такие же серые пальто со скользящим блеском ˗ и впервые тогда я услышал словцо «маренго». И рядом дамы с муфтами ˗ и сияние неприступности от этих дам. И девицы ˗ быстрота в шаге, и тоже муфты…
Встречались здесь люди и совсем иного склада. Не в маренго и кожанки упакованные, а совсем прибеднённые, однако с особым достоинством в лицах, точно застыло на них сознание еще неведомых мне преимуществ.
Мужчины с лицами усталыми, кто в пенсне, а кто в роговых очках, шаг осмотрительный, но твердый, и женщины с ними с шагом помягче, в унтах притоптанных, и дети будто с плоскостопием, вприпрыжку по снегу, иные тоже в очках. Этих я больше в библиотеках примечал да в книжных магазинах, и дух от них шел совсем другой: покойный, с предосторожностью, точно ждут они лая собачьего, и эта настороженность светилась добрым страхом, потому что страх, если он смешан с добротой и если воли человеку с этим страхом нет, то он добрее становится и не норовит внезапно превратиться в оскал зубов какой-нибудь сторожевой, а этаким добрым пинчером или дворнягой выдает свою беззащитность.
Здесь, у этих последних, и поворозки на шапчонках встречались, у иных на самом подбородке перевязанные, и галоши на валенках, не самодельные из камеры автомобильной, как там, в Соленге, а настоящие, новые, на красной мягкой байке изнутри, которая кантом выбивалась наружу. И портфельчики потертые, и муфты старенькие, и рукавички на тесемке, у кого коромыслом через плечи под верхней одеждой, а у кого и просто к рукавам пришитые…
И еще особое тепло хоронилось в шинелях разного цвета. Здесь тепло пряталось в сапогах яловых на два номера больше, чтоб два носка шерстяных с портянкой байковой вдеть, в телогрейках на меху под шинелью, отчего все казались толще обычного, лица худые, а живот от телогреек раздут, так что ремень едва сходится…
Все это разное тепло вроде бы как вместе по прохладе носилось и должно бы было как-то смешаться в единый поток. Но оно не смешивалось и разносилось в разные дома по отдельности».
На выставке «Мода из комода» представлены одежда, обувь и аксессуары 1950-х годов из фондов музея и личных коллекций жителей нашего города. Это изделия легкой промышленности СССР, местных мастеров, вещи, изготовленные своими руками, а также предметы традиционного народного костюма северных коми, которые активно использовались местным населением.

Сектор экспозиционно-просветительской деятельности

#Печорский_историко_краеведческий_музей #выставкаПИКМ

Оставить комментарий