+7 (82142) 7-78-70

ЧАСЫ РАБОТЫ: ВТ-СБ 10:00-17:00

9 октября – день любопытных событий

Сотрудники МБУ «ПИКМ» не смогли оставить без внимания эту необычную дату и подготовили небольшую подборку вопросов об интересных фактах из жизни Коми народа.

1. Лён, конопля, крапива. Как Вы думаете, кто и для чего у Коми народа использовал именно эти травы?

Самым популярным занятием у коми было рыболовство. Поскольку оно велось в больших объёмах, то возникала необходимость в вязании сетей. Оно производилось повсеместно самими промысловиками и членами их семей. Нитки из конопли или льна пряли обычно сами. Лен и конопля были покупными. В прошлом же, в качестве заменителя конопли, использовалась крапива. В ижемском диалекте крапиву часто называли «дикей пыш» – дикая конопля. На р.Усе рыболовные сети из крапивы изготавливали в разруху после гражданской войны. «Дикей пыш» собирали осенью в лесу, сушили, потом мочили несколько недель в озерках и опять высушивали. Затем крапиву мяли на деревянной мялке, вычесывали и делали пряжу и нитки. Данная технология изготовления крапивной пряжи практически полностью совпадает с принятой раньше у манси.

2. Как вы думаете, какой жир заменял народу Коми растительное масло?

Печорские рыбаки практиковали лов семги, нельмы, омуля и зельди. Соленый налим шел исключительно на местное употребление. Из печени налима вытапливали жир и приготовляли «варку». «Варка» представляет из себя остатки налимьей печени, после вытопки из нее сала, поджаривается она с ячменной мукой. Варка хранилась рыбаками в баклашках – бочонках, могла сохраняться в течение 2-3 месяцев и была тоже любимым кушаньем местного населения. Налимий жир заменял растительное масло.

3. Этот предмет гардероба коми надевали сразу, как только у ребёнка появлялись первые зубы и должны были носить до конца жизни. Как Вы думаете, о каком предмете гардероба идёт речь?

Это пояс. У многих народов он считается оберегом. Называется пояс по-коми вöнь. Пояс воспринимался как признак людей, который обеспечивает их благополучие в жизни. Пояс – это магический круг, он оберегает носящего его от враждебных сил.

На ребенка пояс надевали, как только у него начинали прорезываться зубы. До появления зубов дети считались еще не приобщенными к миру людей, для их защиты от злых духов употреблялись другие обереги. Дети, по представлениям народа коми, наиболее подвержены порче и сглазу. Если в дом неожиданно заходил посторонний мужчина, на всех мальчиках должны были быть надеты пояса. Если же кто-нибудь из них оказывался не подпоясанным, то сразу же после ухода посетителя мать ребенка тщательно обмывала ручку двери, обстругивала углы стола и поверхность лавки, за которые гость брался руками. Соскобленные стружки сжигала.

До недавнего времени никто из коми не выходил из дома на улицу без пояса, в некоторых селениях это обыкновение сохраняется и сейчас. Особенно боялись оказаться без вöнь беременные женщины, многие из них начинали носить пояс своего мужа, считая его более сильным оберегом.

4. Что такое туча и патко? Что из них имеет большие размеры?

Меховая сумка – необходимый предмет в кочевом быту оленеводов. При переездах в них укладывают все бытовые вещи, одежду, обувь, посуду, принадлежности женского рукоделия. Они различаются размерами и декоративной отделкой, по крою же все они одинаковы, начиная от маленькой сумки – ТУЧУ – и кончая большими меховыми баулами – ПАТКО.

Сумка шьется из двух кусков меха полуовальной формы, которые составляют боковые стороны ее. Их соединяют с помощью широкой полосы простой или крашеной замши или кожи.

Ширина сумки зависит от величины кусков меха, толщина – от ширины замшевой полосы. Полученный полукруглый мешок – ПАТКО – обшивается по верхнему краю широкой полосой замши или кожи. С краю с обеих сторон попарно пришиваются кожаные шнурки, служащие завязками. ПАТКО украшаются чаще всего с одной (лицевой) стороны крупным мозаичным узором, т.е. с помощью сшивания кусочков меха контрастных цветов.

ТУЧУ шьется из 2-х оленьих “лбов”, соединенных широкой полоской кожи. “Лбом” называют шкурку, снятую с головы оленя, более широкую лобную часть ее подрезают полу-кругом, носовую часть – прямо. Такая шкурка в перевернутом виде и составляет сторонку сумки. Очень часто сторонки одной и той же сумки шьются из “лбов” различного цвета. Естественный разрез глаз – глазницы зашиваются с включением в швы полосок контрастного по отношению к шкурке цвета или орнаментальными лентами с простым зубчатым узором. Между полосками меха в швах пропускаются разноцветные каемки сукна ярких расцветок. Кроме того, в конструктивных швах прошивается кожаная или замшевая бахрома – “липки”. Край сумки – тучу отгибается и в зашитый сгиб пропускается кожаный шнурок для затягивания сумки. Почти ко всем ТУЧУ в верхней части пришивается один или два игольника. Это вдвое сложенный удлиненный кусочек меха (со лба оленя) на суконной подкладке или суконный “язычок”, пришитый к верхней боковой части сумки. К верхней же части прикрепляются маленькие сумочки типа кошельков, а также расческа, копоушка, наперсток и др. предметы.

5. Это животное у коми народа в определённые времена стоило дороже коровы, а его владельцы во время приёма пищи первую ложку отдавали именно ему. Как Вы думаете, о каком животном идёт речь?

Собака («пон»). Собака – первое животное, прирученное человеком. В прошлом в северных районах коми края стоимость хорошей охотничьей собаки существенно превышала стоимость коровы. Собак ценили и уважали. Коми охотники, приступая к еде, первую ложку каши предлагали именно этому животному.

Коми считали, что собаки, а особенно те, которые имеют светлые пятна над глазами, способны видеть всевозможных злых духов и оберегать человека от них.

Коми считали, что Ен создал собаку, чтобы она помогала мужчине охотиться.

Составители: Антонюк Н.В. и Адрианова О.А.

Оставить комментарий