28 августа 1864 года над Печорой прозвучал первый пароходный гудок. Судно принадлежало Михаилу Константиновичу Сидорову (1823˗1887) ˗ российскому общественному деятелю, купцу, золотопромышленнику, предпринимателю, исследователю Севера, меценату. Сидоров, один из совладельцев Печорской компании, которая занималась лесозаготовками по берегам великой северной реки, в 1863 году получил разрешение на организацию речного пароходства.
В начале 1864 года Михаил Константинович купил на Волхове у петербургского заводчика Л. Э. Нобеля судно. Это был двухвинтовой металлический пароход, построенный в 1857 году в Лондоне фирмой «Ронни и сын». Длина его составляла 70 футов (21,34 м), ширина – 7 футов (2,13 м). Осадка в воде: 1 аршин (71,12 см) в корме и 4 вершка (17,78 см) в носу. Скорость парохода в стоячей воде 13 верст (13,87 км) в час. Вес составлял 380 пудов (6,22 т). Мощность двух вращательных машин – 10 лошадиных сил. Пароход этот, преимущественно пассажирский, мог при необходимости буксировать до 1000 пудов (16,38 т) клади на лёгкой барке.
В разобранном виде пароход привезли по железной дороге с озера Ильмень в Тверь. Здесь будущий механик судна М. П. Каргин собрал и испытал пароход, названный Сидоровым «Печора». 23 апреля судно отправилось своим ходом на Печору. Путь его проходил по Волге, Каме, Вишере, Колве (в Пермской обл.), Вишерке, Чусовскому озеру, Берёзовке, Вогулке. Здесь пароход встретил Сидоров и сам впрягся в лямку, помогая работникам тащить его на протяжении 4 верст (4,26 км) через волок до притока Печоры – Волосницы. Однако весной спустить пароход на Печору не удалось. Только в конце августа началось его путешествие с Волосницы вниз по Печоре до села Куя.
28 августа жители Троицко-Печорского погоста высыпали на берег Печоры и ошалело вперились в чудную посудину, которая нещадно чадила, ревела, баламутила воду и… плыла. Иные истово крестились. Это шел пароход «Печора». Сидоров тогда писал: «Пароход встретили с особым торжеством и молебствием, как предвестника оживления их страны».
На средства М. К. Сидорова была исследована река Печора, составлен план, на котором обозначены фарватер, мели, пороги, острова и определена глубина; были произведены работы по установке навигационных знаков, определены суточные приливы и отливы в Печорском заливе; подготовлены из местных жителей лоцманы; изучены условия заготовки и сплава леса; напечатано руководство к плаванию в устье Печоры. В 1869 году Сидоров пытался создать шкиперское училище на Печоре.
Пароход «Печора» работал всего несколько навигаций и погиб в весенних льдах. Сидоров разорился, потратив на освоение Севера 1,7 миллиона рублей. Однако его пример показал, что пароходные перевозки – дело нужное и выгодное. В 1886 г. от Якши до устья Печоры ходили уже три колесных парохода.
В 1895 г. было учреждено регулярное субсидируемое правительством пароходство и морское пароходное сообщение между устьем Печоры (от с. Куя) и Архангельском. На содержание судоходства между Архангельском и устьем Печоры был заключен контракт с купцом А. М. Сибиряковым, а на содержание судоходства по реке Печоре – с купцом Н. С. Норицыным, который получил от правительства субсидию в 10 тысяч рублей и приобрел буксир и грузопассажирский пароход «Доброжелатель». По контракту, заключенному на 12 лет, Норицын был обязан иметь два парохода и совершать в каждую навигацию от 8 до 10 почтово-пассажирских рейсов от Куи до деревни Усть-Кожва и обратно.
В 1900 г. по Печоре ходили семь пароходов. Наступившее ХХ столетие стало золотым веком судоходства на Печоре.
Пароход “Доброжелатель”. 1910 г.
Сидоров Михаил Константинович.