+7 (82142) 7-78-70

ЧАСЫ РАБОТЫ: ВТ-СБ 10:00-17:00

Пионерское детство Анатолия Головина

Ещё одну коллекцию печорца, отличного рассказчика, размещаем сегодня в ленте группы музея в День пионерии – Анатолия Георгиевича Головина. Он поделился воспоминаниями о пионерском лагере для детей речников в посёлке Кедровый Шор Печорского района, где был каждое лето с 1958 года до его закрытия в начале 1960-х годов.

«Пионерский лагерь был организован в зданиях бывшего сельхозлагеря «Кедровый Шор». Дети проживали в помещении бывшей больницы, а столовая была в старой столовой. Располагался он за поселком, на горе. Было две смены.
На территории пионерлагеря находились футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадка, турник, гимнастические кольца, карусель из бревен – вращали сами ногами. Туалеты и умывальники были на улице. В баню ходили строем с песнями через весь поселок: «Там, где пехота не пройдет», «По долинам и по взгорьям», «Шел отряд по берегу».
День начинался с побудки-сигнала пионерского горна. Потом физзарядка и завтрак. Питание было хорошим, из совхоза привозили свежее молоко, сметану, творог и даже редис. Перед завтраком, обедом и ужином самые нетерпеливые заглядывали в окна столовой, смотрели, что раскладывают на столы. Один из наших малышей как-то посмотрев, громко нам сообщил «Ката литовая т матлом» (он картавил). С тех пор к нему и прилипла эта кличка «Ката».
Все отдыхающие дети были разбиты на отряды – старшая, средняя и младшая группы. Три группы девочек и три группы мальчиков.
Купаться ходили на «пески», физруки заходили в реку по грудь, и нам было запрещено заплывать дальше, чем стояли они. Нарушителя на следующий день на купание не брали.
Иногда нас на грузовых машинах возили на картофельные поля, полоть сорняки, там была только мягкая мокрица. Пока ехали в открытом кузове «ГАЗона» распевали песни «Ты лети ветерок», «Чайка крыльями машет».
В течение смены были предусмотрены туристские походы с ночевками. Малышни это не касалось. Средняя группа ходила на «Развилку» с одной ночевкой. Помню, нам рыбаки на речке Малая Кожва дали ведро свежей рыбы (я думаю, об этом договорились заранее) и мы сварили уху. Ночевали в шалаше, построенном нами. Но ночью не давали спать комары, хотя дежурные (дежурили по часу) регулярно подкидывали «лапник» в костер для образования густого дыма. А старшая группа, дождавшись хорошего прогноза погоды, ходила в недельный поход на Уральские горы. Сначала они на пароходе ехали до Аранца, а дальше пешком… Из нашего пионерлагеря открывался прекрасный вид на гору Сабля – как на ладони. К сожалению, в то время ни у кого фотоаппаратов не было…
Однажды наша воспитательница Карманова Валентина Федоровна (тогда она училась в Петрозаводском университете и была на каникулах) предложила мне поучаствовать в игре, якобы меня украл злой волшебник и меня надо идти искать, спасать. Ранним утром она меня разбудила, но проснулся и мой одноклассник Шура Парняков. Тогда Валентина Федоровна повела нас двоих к ручью Кедровка, который протекал рядом с лагерем, и сказала, чтобы мы там сидели и ждали, пока нас не найдут. А берега у этого ручья высокие, утро, туман, холод… Я предложил перейти на другой берег и выйти на солнечную поляну, с которой было видно наш лагерь. И вот мы слышим звуки горна, беготню, построение линейки, и там, видимо, сообщили что нас «украли»… Начались поиски, а мы с Шуркой сначала смеялись, а потом поняли, что дело серьезное, вдруг подумают что мы заблудились, утонули… Хотя мы заблудиться не боялись, ведь нас с пеленок брали с собой в лес за грибами-ягодами, посадят под деревом и скажут, чтобы никуда не уходили. В общем, нас не нашли, поднялась паника, уже у воспитателей… И вдруг выходим, нас начинают ругать, а мы говорим, что «убежали от злого волшебника сами»… Дело замяли. Не знаю, чем всё закончилось для Валентины Федоровны, но мы её подводили с 5 по 8 класс много раз своей независимостью и самостоятельностью. Нас в школе (№ 2) так и называли «кармановский класс»… Было дело, из школы нас отчисляли, всех парней из класса.
Во время смены проводились различные соревнования, конкурсы художников, чтецов, певцов… К нам приезжали пионеры из пионерлагеря п. Красный Яг соревноваться в футболе и баскетболе, а наши ездили к ним.
Не помню, как часто, но привозили к нам на теплоходе «Москвич» родителей на побывку. Какие-то гостинцы привозили, может конфеты. Они нас жалели, что нас кусают комары, а мы и не замечали. Территория была на самой вершине поселка, насквозь проветривалась, комары были только под горкой у ручья, но туда редко кто ходил, вода ледяная, солнца нет, воздух промозглый…
Впоследствии, пионерлагерь «Кедровый Шор» был закрыт по причине аварийного состояния перекрытий зданий. Приезжала специальная комиссия, меня отец тоже брал с собой. Ездили туда на служебном теплоходе начальника речного пароходства Колбасникова Ивана Сергеевича. А я летом туда собирался на очередную смену, и не только я… Мы плакали…»

Анатолий Георгиевич увлекается краеведением, является большим другом и почетным дарителем нашего музея, в организации которого в свое время участвовал его отец Георгий Григорьевич. Хорошо зная историю зданий речной части города, историю Печорского речного пароходства, зная многих людей, внесших свой вклад в строительство Печоры, всегда готов поделиться своими знаниями с сотрудниками музея.

Фотографии из личного архива А.Г. Головина.

Оставить комментарий