+7 (82142) 7-78-70

ЧАСЫ РАБОТЫ: ВТ-СБ 10:00-17:00

Дети войны

Знакомство с Галиной Михайловной Бабушкиной состоялось в музее. Она работала смотрителем, когда в 2001 г. я начала свою трудовую деятельность в этом учреждении. Доброжелательный и понимающий человек. Для молодого специалиста важна поддержка коллектива. Галина Михайловна с удовольствием помогала, была внимательна. Уже десять лет она на пенсии, но продолжает активно посещать наши мероприятия. Её детство выпало на годы войны. Своими воспоминаниями об этом Галина Михайловна делится с печорскими ребятами. Мы всегда очень рады встречи с ней. Желаем ей здоровья и бодрости духа.

НАГЛЯДНАЯ БИОГРАФИЯ
Галины Михайловны Бабушкиной (Наквасиной)
09.06.1938 г.р., уроженка затона Ошкурья Усть-Усинского района. Неполную среднюю школу окончила в затоне Ошкурья, 8-10 классы училась в с. Усть-Уса. 1959 – 1961 гг. – учёба на дошкольном отделение в Сыктывкарском педучилище. Работала (по направлению) в п. Путеец Печорского района, заведовала детскими яслями. С 1962 г. – воспитатель Печорского детского сада № 1, в 1967 г. переведена в ясли-сад лесокомбината. В 1982 г. в связи с передачей детского сада в ведение отдела учебных заведений Северной железной дороги переведена на должность воспитателя детского сада № 152 ст. Печора. В 1995 г. вышла на пенсию. С 1995 г. по 2010 г. – смотритель Печорского историко-краеведческого музея (младший научный сотрудник). Награждена знаком «Победитель соцсоревнования за 1978 г.», медалью «Ветеран труда» 17 декабря 1984 г.

ВОСПОМИНАНИЯ Галины Михайловны Бабушкиной
Мои родители в 1937 г. завербовались на Север. В то время не хватало капитанов, а папа работал капитаном на буксирных пароходах и ему предложили поехать на Север с семьёй. Родители добирались до Нарьян-Мара по морю. Приехали они с Великого Устюга. Жили в местах, где зазимует пароход. В 1938 г. родилась я, Галя Наквасина, в затоне Ошкурья Усть-Усинского района. Летом родители работали на пароходе, зимой останавливались и зимовали, где застанет холод. Жили в бараках по 5-6 семей в одной комнате и у всех были дети. Кровати загораживали занавесками, для детей делали полати, там все и спали. Жили все очень дружно. В 1941 г. зимовали в Щельяюре. Здесь у нас появилась сестричка Зоя. Она умерла от голода в возрасте девяти месяцев. У мамы не было грудного молока, кормить было нечем. Родители, уходя на работу, клали в марлю нажёванный хлеб и давали ребёнку сосать вместо соски. Хлеб получали по карточкам. Мне тогда было три года. По рассказам мамы, когда я выходила гулять, взрослые меня спрашивали: «Что я кушала…» А я им отвечала: «Хлеба нет, молока нет, чем хочешь ребят корми…»
В 1943 г. наш пароход зазимовал в затоне Ошкурья (от г. Печора около 150 км вниз по течению реки Печоры). В этом же году у нас появилась сестричка Шура, которая умерла тоже от голода, ей было всего год и два месяца. Я с сестрой и братом собирали очистки от картошки, а затем жарили прямо на плите без масла и так ели. Мама ходила в дальние деревни, чтобы обменять свою лучшую одежду на картошку. Ходила пешком за несколько километров. Картошки приносила немного, чаще мороженую. Были рады и этому. Мы, дети, ходили, искали кости. Мама их хорошо промывала, сушила, а затем толкла в металлической ступе, получалась мука, нам казалась очень вкусной. Если был хлеб, то каждую крошечку подбирали. Иногда ходили на поле, где рос турнепс для скота. Поле охраняли, и если кого из детей поймают, то могли и посадить их родителей. Когда нам всё-таки удавалось добыть турнепс, то брали его и тут же старались съесть. Родители часто не знали об этом. Грибы, ягоды, рыба – всё шло на фронт. Изредка мама варила кашу из овса и кисель. Каша была на воде и без масла. Где родители брали овёс, не знаю.
Когда я готовилась идти в школу, мама сшила мне сумку из мешковины с длинной ручкой, чтобы носить через плечо. Как я радовалась этой сумке.
В 1945 г. закончилась война. Дикторы объявляли о конце войны по репродуктору, который был прикреплен на столбах. Устроили большой митинг. Все радовались, смеялись, плакали, обнимались, целовались. Целый день по посёлку раздавались слова диктора о победе над фашистской Германией. В этом же году у нас открыли столовую, почему-то её назвали «коммерческая». Там варили суп из макарон, так мы, дети, бегали туда наслаждаться этим запахом.
Печенье, конфеты «Яблочко» в коробках, сгущённое молоко увидели и ели только в 1949 г. И то, это давали родителям, работавшим в плавсоставе.
Мой папа всю жизнь свою отработал капитаном на грузовых пароходах, водил плоты леса для фронта, возил уголь. Мама работала курьером в Ошкурье. А во время войны была на пароходе с папой, помогала ему, убирала в каютах. Также, конечно, следила за детьми и воспитывала их. Нас было пятеро: Володя, Лида, Галя, Ваня, Саша.
В Печору наша семья переехала в 1960 г., так как Ошкурью ликвидировали из-за того, что каждую весну дома находились в воде. Предоставили комнату в доме № 11 по улице Портовой с подселением двух семей. В Ошкурье был деревообрабатывающий цех, где изготавливали материал для строительства домов, а затем его переплавляли по реке Печоре в разные населённые пункты (цех сгорел).
Я окончила 10 классов: 7 классов – в Ошкурье, а с 8 по 10 класс училась в Усть-Усе. Это за 12 км. Жила в интернате. После 10 класса предложили поработать в Ошкурье воспитателем детского сада. Уговаривали поступить заочно в дошкольное училище, но папа сказал: «Пока я жив, учись очно». В 1959 г. поступила в Сыктывкарское педучилище на дошкольное отделение. Окончила в 1961 г. Отработала воспитателем 35 лет. С 1995 г. по 2010 г. работала в Печорском историко-краеведческом музее смотрителем залов. Сейчас на пенсии. У меня один сын, четыре внука, 2 правнука.

Подготовила Ольга Капустина, заведующий сектором научно-просветительской деятельности МБУ «Печорский историко-краеведческий музей»

1 комментарий

  1. Шипилова Ирина Александровна

    Большое спасибо

Оставить комментарий