+7 (82142) 7-78-70

ЧАСЫ РАБОТЫ: ВТ-СБ 10:00-17:00

“Маэстро, музыку!”

Газета «Печорское время»
18 ноября 2015 г., № 222-224.

Маэстро, музыку!
(об А.И. Иконникове).

8 ноября исполнилось бы 70 лет аккордеонисту, виртуозу эстрадно-джазового репертуара, маэстро, увлечённому собирателю, интеллигенту, нашему земляку Анатолию Ивановичу Иконникову. К этому дню мы подготовили выставку и назвали её «Жизнь, прожитая под овации». Так именовалась серия статей Юрия Соловьёва, где он поведал о творческом пути своего друга, коллеги. Выставка стала возможной благодаря супруге Анатолия Ивановича – Екатерине Прокопьевне. Она передала личные вещи, документы, фотографии в музей, где они будут бережно храниться и демонстрироваться посетителям.

Талант Анатолия Иконникова, его трудолюбие и преданность музыке заслужили международное признание. Печорцам повезло, что в одном с ними городе жил и работал такой музыкант. Для музея является честью организация выставки, посвящённой Анатолию Ивановичу. Выставка рассказывает о его жизни, увлечениях, интересах и достижениях маэстро.
В этот день прошёл вечер воспоминаний. В зале музея собрались люди, которые хорошо знали его: родственники, друзья, коллеги, поклонники творчества.
Приветственные слова сказали начальник управления культуры и туризма МР «Печора» Т.Е. Котвицкая и директор музея И.В. Гавриленкова.
Далее воспоминания близких отразили хронологию событий в жизни А.И. Иконникова. Все выступающие говорили очень трогательно, с восхищением.
Родился Анатолий Иванович 8 ноября 1945 года в п. Кожва. Родители – Иван Васильевич и Анна Кузьминична. В семье было пятеро детей, Анатолий – четвёртый. Уже с раннего возраста он удивлял своих земляков игрой на гармони.
Накануне мы пригласили друга детства Анатолия – Николая Ивановича Корсакова, но, к сожалению, он не смог присутствовать на этой встрече. Некоторые воспоминания мы записали с его слов. Вот что он рассказывал: «Мы дружили. Я старше на год, но наши дни рождения рядом, у меня 6 ноября, а у Толи 8 ноября. Толик очень любил спорт, особенно хорошо бегал на лыжах. Активный, целеустремлённый, учился хорошо. Как и все мальчишки, мы любили играть в войнушку. Делали деревянные пистолеты, рыли окопы в сугробах. Многие из нас хотели быть моряками, а он лётчиком, ходил в фуражке. Гуляли большой командой, если родители не пускали кого-то из нас из-за домашних дел, мы помогали им, чтобы побыстрее пойти всем вместе гулять».
По окончании средней школы Анатолий учился в Киевском институте гражданского воздушного флота. Окончив 3 курса, передумал быть лётчиком. Любовь к музыке победила.
И, как это бывает, – немедленный призыв в ряды Вооружённых Сил. Призван в армию он был в 1966 году, служил три года в ракетных войсках стратегического назначения в Калининской области (ныне Тверской). А через год стал лауреатом Всесоюзного фестиваля творчества советских воинов, который прошёл в московском Доме Советской Армии. Немалую роль в выборе будущей профессии аккордеониста сыграли его сослуживцы.
После армии вернулся в родной посёлок, где ему предложили поработать учителем пения в школе. Именно здесь он и познакомился со своей будущей женой Катей Рябковой, направленной в Кожву для прохождения педагогической практики.
Об этой первой встрече, о том, как сложилась будущая совместная жизнь, каким человеком был Анатолий Иванович, что он любил, какие были увлечения помимо музыки, с любовью, душевной теплотой рассказала Екатерина Прокопьевна Иконникова.
Нам, как музейщикам, было интересно узнать о том, что Анатолий Иванович был коллекционером. Собирал карманные часы, коллекционировать которые начал его отец. Впоследствии ученики подражали своему педагогу, приобретая себе такие часы. У него было много интересов, каждым из которых занимался основательно. Собирал фотографии из газет, посвящённых образу русской женщины. Он всегда переживал, сочувствовал людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Обожал свой северный край, любил гулять по лесу, прекрасно ориентировался на местности. Много читал, анализировал, выписывал наиболее понравившиеся строчки, заучивал наизусть. Хорошо рисовал, обладал каллиграфическим почерком. Безумно любил свой инструмент. Знал всех авторов и композиторов музыкальных произведений. Во всём был скрупулёзен, точен.
В начале 1970-х годов, ещё не имея специального образования, Анатолий Иванович занимался с ребятами, проявив себя настоящим педагогом. Впоследствии у него будет много учеников, но на вечер мы пригласили одну из первых его учениц Аллу Петровну Тятте, которая рассказала нам о своём замечательном педагоге, каким его запомнила, какую роль он сыграл в её музыкальной судьбе.
В 1971 году Анатолий Иванович принят в Дом культуры речников на должность баяниста на место Юрия Ивановича Соловьёва. Юрий Иванович тоже музыкант, а также поэт, журналист, педагог. Их объединяли не только музыка, но и добрые взаимоотношения, общие интересы. Он поведал о знакомстве с Анатолием Ивановичем и их многолетней дружбе.
Пришёл Ю.И. Соловьёв не один, а со своими учениками. Павел Лещенко (гимназия № 1), Михаил Пастухов (ППЭТ), Денис Соловьёв (ППЭТ) на одном дыхании исполнили три произведения, два из которых «Огни Печоры» и «Мелодии Победы» были в обработке руководителя. Играли на двух аккордеонах и баяне.
Для дальнейшей работы в сфере преподавания музыки был необходим диплом специального музыкального учебного заведения. Два года Анатолий Иванович учился в Рижском музыкальном училище. На одном из конкурсов аккордеонистов, проходившем в Риге, он познакомился с Альфредом Миреком, знаменитым во всём мире пропагандистом и теоретиком игры на язычковых инструментах, впоследствии ставшим профессором, доктором искусствоведения, директором музея музыкальных инструментов в г. Москве, а также организатором многих международных конкурсов-фестивалей баянистов-аккордеонистов. Анатолий Иконников не раз приглашался А. Миреком на встречи ведущих аккордеонистов и баянистов и стал его другом.
По семейным обстоятельствам Анатолий Иконников перевёлся в Сыктывкарское музыкальное училище. О периоде учёбы в г. Сыктывкаре рассказала нам Ольга Романовна Вольф, которая училась в одно время с ним. Она с гордостью поведала о том, как он поражал студентов своей великолепной игрой.
Анатолий Иванович несколько лет работал в Печоре, в ресторане «Спутник», играл на клавишных. Долгое время рядом с ним были известные и популярные в те годы в нашем городе музыканты: Евгений Перевалов (вокал, саксофон), Вячеслав Паршуков и Саша Карнаван (ударные), Сергей Ложичевский (вокал, бас-гитара).
С 1985 года Анатолий Иванович руководил эстрадным оркестром «Экспресс» Дома культуры железнодорожников. В репертуаре оркестра – инструментальная музыка, джазовые пьесы, песни советских композиторов. В 1987 году первому эстрадному коллективу в республике, этому оркестру, присвоено звание народного.
Стартом для всероссийской, а затем и международной известности печорского аккордеониста послужило приглашение Анатолия Иконникова с его коллективом выступать на Центральном телевидении в 1988 году. В то время у зрителей Советского Союза была очень популярной телепередача «Шире круг». Основной задачей этого музыкального телешоу был поиск молодых талантов с последующим их представлением на телевидении.
Об этом событии, о концертах, поездках, о вокально-инструментальном квартете «Печора» рассказал верный спутник маэстро на музыкальном поприще Игорь Алексеевич Сафронов.
С 1989 года Анатолий Иванович работал в Доме пионеров (Доме творчества юных), более двадцати лет был педагогом дополнительного образования и руководил эстрадным оркестром, который стал лучшим детским коллективом такого рода в Республике Коми.
В мае 2015 года в Москве, в Музее русской гармоники Альфреда Мирека, прошёл творческий вечер, посвящённый памяти Анатолия Иконникова. В этом музее, который является единственным музеем гармоник в России и одним из четырёх в мире, хранятся материалы о творчестве и фотографии выдающегося аккордеониста. Екатерина Прокопьевна привезла из Москвы книгу Альфреда Мирека «Жизнь как легенда» (о времени, о нём и о людях, его окружавших), где есть материалы и об А.И. Иконникове. Книгу она подарила музею, пополнив коллекцию музыканта.
Анатолий Иванович – музыкант с идеальным чувством ритма, абсолютным музыкальным слухом, феноменальной музыкальной памятью, фантастическим трудолюбием. Лауреат республиканских и межрегиональных фестивалей джазовой музыки. Его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России». Ему присвоено звание заслуженного работника культуры Республики Коми и Российской Федерации. Ушёл из жизни пять лет назад. В память о нём 7 апреля 2012 года установлена мемориальная доска на доме № 78 по Печорскому проспекту, где проживал музыкант.
Визитной карточкой маэстро является «Русская задорная» в исполнении трио «Печора» (в записи), которой завершился вечер. Долго не стихали аплодисменты. Никому не хотелось уходить, знакомились с выставкой, обсуждали, воспоминания продолжались, каждому хотелось рассказать что-то своё, причастное к Анатолию Ивановичу.

 

 

Оставить комментарий