Акварели Владимира Ивановича Паршина

30 октября — День памяти жертв политических репрессий. Трагедия первой половины ХХ века коснулась судеб многих граждан страны, попавших в жернова массовых арестов, выселений, расстрелов. Не исключением были и представители творческих профессий. Один из них – Владимир Иванович Паршин (1898-1953 гг.). Живописец, окончивший Академию художеств в Ленинграде, был репрессирован, отбывал срок в печорских лагерях ГУЛАГа.
Мы мало знаем о Владимире Ивановиче. Из какой он был семьи? За что репрессирован? Сколько лет провел в неволе? Можно только предполагать. Заключенному художнику, прежде чем официально получить право работать хотя бы маляром или оформлять стенгазеты и лозунги, надо было пройти через общие работы: лесоповал, сплав, стройку. Возможность творить имели счастливчики, например те, кому повезло состоять в культурно-воспитательной части, при лагерном клубе, или театре. Мы знаем одно – художнику Паршину удалось выжить.
Наверняка воспоминания о Ленинграде, где он жил и учился, о встречах с лучшими произведениями мирового искусства и знаменитыми мастерами, творческих диспутах и свободе самовыражения, активной  культурной жизни поддерживали художника в самое трудное время. В 1922-1925 годах Владимир Иванович был студентом. В эти годы в академии преподавал известный живописец К.С. Петров-Водкин. По воспоминаниям одной из выпускниц тех лет: «Студенты жили в самой академии, причем в тяжелых условиях. В здании отсутствовал свет, его дали только в феврале-марте 1923-го, комнаты освещались керосиновыми лампами. Особенно нестерпимым становился холод — в городе были трудности с дровами. Пальто в общежитии не снимали. Все металлические предметы — задвижки, крючки на окнах — покрывались инеем. Стипендия составляла 9 рублей 75 копеек, несколько килограммов хлеба и селедок… В 1922 году поступило много последователей К.С. Малевича… Они горячо спорили с теми, кто разделял взгляды П.Н. Филонова, В.Е. Татлина, Н.Н. Пунина. Работали комсомольские кружки, всевозможные общества содействия революции, студенты были перегружены общественными обязанностями…».1 Подавляющее большинство имен молодых художников 1920-х годов не осталось в истории искусства. По окончании института выпускники шли работать в школы, дома пионеров и отходили от творчества, которое не могло их прокормить. Социальный состав студентов был неоднороден. Не всем было суждено окончить полный курс — в институте проходили «чистки», и часть молодежи отчисляли из-за социального происхождения.2
Неизвестно, что делал В.И. Паршин после завершения учебного заведения – преподавал, занимался искусством или вовсе не имел к нему отношения. В конечном итоге судьба привела его на Север, в Печору. После освобождения он три года (1946-1949 гг.) работал  учителем рисования в печорской школе №21 (ныне №83), затем вернулся в родной Ленинград.
Благодаря семье Комлевых сохранились шесть акварельных рисунков, созданных В.И. Паршиным в Печоре в период с 1945 г. по 1948 г. Эти рисунки были переданы на постоянное хранение в Печорский историко-краеведческий музей. Несколько раз работы Паршина представали перед печорским зрителем на выставках, посвященных людям искусства – заключенным ГУЛАГа, в течение ряда лет они были представлены в экспозиции музея школы №83. Перу создателя этого музея Бориса Степановича Хватова принадлежит стихотворение о художнике и его работах:

ПАРШИН В.И.

Пять акварелей сталинских времен
Нарисовал в гулаговской неволе
Художник Паршин – после срока он
Учителем работал в нашей школе.

Вот первая – на ней печорский лес:
Кусты, деревья – продерешься еле,
Вторая – там же, только лес исчез,
Лишь пни чернеют, где стояли ели.

А вот землянка тех, кто лес рубил:
В окошке свет, столб дыма над трубою,
Сугробы, освещенные луною, —
Родной пейзаж, который он любил.

А на четвертой – пасмурный денек,
Должно быть, недалёко от землянки,
Журавль-колодец лагерный и санки –
На них водой наполненный бачок.

Казалось нам, что лагерь не такой,
Что скорбь над ним как туча, нависала,
А Паршин наслаждался красотой,
Которая и в лагере спасала.

Порою помогал веселый шарж
Забыть, что срок к свободе полз улиткой:
На акварели – городской пейзаж,
Где прошлое представлено с улыбкой.

Двурогий месяц смотрит с высоты,
Несется гнусный вой кошачьих глоток,
А мартовские тощие коты
На крыше ждут на рандеву красоток.

У кавалеров задраны хвосты,
И понимаешь: прав художник Паршин!
Для шутки кто открыт и красоты,
Тому ГУЛАГ уже не так и страшен.

С 30 октября до конца ноября в Печорском историко-краеведческом музее будет работать выставка «Акварели В.И. Паршина». Печорцы и гости нашего города могут посетить ее со вторника по воскресенье с 1000 до 1700 (понедельник — выходной).

___________________

1, 2 — https://www.tg-m.ru/articles/№2-2013-39/akademiya-khudozhestv-1920-e-nachalo-1930-x

 

Запись опубликована в рубрике Выставки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.